Сен
15
2013

Общность культур

Разные этносы, народы и культуры дают разные ответы на вызов исторической и природной действительности. Богатство историко-культурной типологии принципиально несводимо к одному пути. Общность культур имеет надтипологический характер, если, конечно, не связана с характером культурных контактов или общностью генетических корней. Поэтому отрицание Возрождения как запланированной самой всемирной историей стадии культурного развития ни в какой мере не отрицает глубинную общность и единство самой человеческой цивилизации и ее истории на планете Земля. Так же как, наоборот, утверждение всемирного Ренессанса не обогащает проблематику этого единства. Более того, проблематика присутствия или отсутствия Ренессанса в разных странах и регионах, исследуемая вне заранее заданных решений, как раз и может прояснить существенные, специфические стороны развития тех регионов и стран, в которых наличие Ренессанса столь настойчиво утверждается.

Действительно, если счесть самыми принципиально обобщенными и неотъемлемыми характеристиками европейского Ренессанса четыре инварианта: культурный расцвет, культурный переворот, переходный характер и восстановление древности, если учесть, что только обязательное соприсутствие этих четырех признаков дает именно ренессансный культурный синтез и позволяет говорить об эпохе Возрождения, то ничего подобного на Востоке мы не обнаружим. Чего мы определенно не обнаружим на Востоке, так это культурных переворотов, имеющих необратимый, обновляющий характер и вызванных к жизни внутренними потребностями породившего их общества, а не внешним воздействием. Но соответственно мы не обнаружим там и мощных движений, восстанавливающих значимость древнего наследия, и поэтому не усмотрим также и ренессансной функции этой древности, т. е. ее обновляющего, революционного действия на культуру. Потому на Востоке и не было ренессансов.

http://merses.ru/publ/na_zapad_ot_la_platy/7

Оставить комментарий